Заупокойный культ как протест против смерти

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимает заупокойный культ, а вместе с ним – миф о загробном справедливом «Суде Осириса». (Он очень напоминает Божий суд в христианстве, так точно описанный в стихотворении Лермонтова «Смерть поэта»: «Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата,

Есть грозный судия, он ждет,

Он недоступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед»).

Согласно заупокойному культу, в религиозно-мифологическом сознании древних египтян жизнь продолжается, если тело нетленно. Следовательно, тело надо сохранить, и поэтому развивается искусство мумификации. Кроме мумии, в гробницу усопшего клали его статую, так как одна из душ умершего сохраняется именно в статуе умершего, поэтому её обязательно помещали в гробницу. Кроме того – его портреты изображались на стенах погребения в окружении всех благ жизни.

Религия древних египтян основана на вере в бессмертие души. Таких душ у человека было две – две духовные субстанции, две невидимые внутренние силы. «Ка» — это первая душа, это бессмертие, жизненная сила, невидимый двойник, духовная сила, гений-хранитель. «Ба» — это вторая душа, духовная душа, душа птицы с головой умершего, это все его добродетели и грехи.

Смерть человека разрушает единство тела и души, поэтому для вечной жизни в потустороннем мире необходимо это органическое единство восстановить. Для этого нужно сохранить тело в мумии и создать статую. Жилища для «ка» — это гробницы. Гробница неприкосновенна, иначе наступает проклятие богов, вещи в гробнице – это все самое необходимое для человека, пища и питье для умершего — это текст заупокойной формулы (тексты пирамид).

Бальзамирование тела значило сохранение жизненной силы души — «ка», а духовная душа («ба») добродетельного человека после смерти соединялась с Осирисом и продолжала жить в лице и теле Осириса вечно.

Суть культуры Древнего Египта – протест против конечности земной жизни, против быстротечности времени, смерти. Смерть – это «ненормальность», считали древние египтяне. Именно страстное желание бессмертия, а не любовь к смерти, у египтян породило «заупокойный культ». Смерть – хотели они верить – не конец, а возможное воскрешение. Поэтому в одном теле живет несколько бессмертных душ, им необходимо вновь после смерти тела соединится с телом, отсюда появилось бальзамирование, мумии, усыпальницы, пирамиды.

Египетское искусство обращено к царству мёртвых, а не к миру живых, оно создавалось не для осмотра живыми людьми, а пряталось от мира, оно обладало магической силой для помощи усопшему перейти в мир вечности, и остаться жить вечно.

Характер древнеегипетского искусства:

— таинственность, сокровенность

— оно обращено не к живым, а к царству мертвых

— слово «художник» у египтян означало «творящий жизнь»

— все виды искусств в Древнем Египте достигли своих вершин и гармонического единства, при главенствующей роли архитектуры





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оставить комментарий

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован, обязательные поля отмечены *