вопросы 6, 29,30Соц.действит.

«Кто такие взрослые люди»

Цель раздела — поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

(младшая группа от 3 до 4 лет)

Зачем и как люди отдыхают

Когда люди устают, они отдыхают. Мама пришла с работы и легла отдохнуть. Вечером и днём дети и взрослые ложатся спать, чтобы отдохнуть. После сна снова можно играть.

(средняя группа от 4 до 5 лет)

Дети и взрослые

Зачем и как работают взрослые люди

Зачем и как люди отдыхают

Отдыхать можно по-разному: можно полежать, посидеть. Можно заняться чем-нибудь другим, спокойным. Можно поехать с родителями или с бабушкой и дедушкой на дачу или в другую страну.

(старшая группа от 5 до 6 лет)

Дети и взрослые

Зачем и как работают взрослые люди

Зачем и как люди отдыхают

дискотеку. Активный отдых очень полезен. Во время отдыха люди могут заниматься своим любимым делом. От безделья люди тоже могут устать. Чем лучше и интересней человек отдыхает, тем лучше он потом работает.

(подготовительная группа 6-7 лет)

Дети и взрослые

Понятия семьи

­лые когда-то были детьми, все дети когда-то станут взрослыми.

Зачем и как люди работают

Более детальное изучение профессий и что люди разных профессий делают

 

 

Важность найти себя в жизни

Тогда человек становится бедным, у него нет денег на жизнь.

Зачем и как люди отдыхают

 

 

Детям объясняют что у них есть права

­дыхает, рисуя, а после длительного рисования отдыхает, бегая. Очень хорошо, когда отдыхает вся семья. Тогда бывает весело и интересно.

Каждый человек имеет право на отдых. Это право записано в «Декларации прав человека».

Люди в разных странах мира имеют свои традиции, обычаи в проведении отдыха.

 

Задача педагога — сделать для ребенка привлекательными лучшие черты взрослого человека, не закрывая глаза на недостатки. Показать то, что делает человека человеком, и вселить веру в возможность ребенка стать таким же. И это должен быть по возможности реальный, конкретный человек.

Дети и взрослые.

Уже дети младшей группы без особого труда выполняют задания типа: разложи картинки, сюда положи все те, на которых изображены дети, а сюда — те, где взрослые люди. Задания помогают обратить внимание детей на различия между людьми по полу и по возрасту.

Дети среднего и особенно старшего дошкольного возраста замечают и более глубинные различия между взрослыми и детьми: взрослые больше знают, больше умеют. Уточнение и закрепление таких представлений происходит в процессе решения детьми логических задач типа: «Поломался стул, кто лучше справится с его починкой — ребенок или взрослый? Почему ты так считаешь, объясни?», «Что делают для тебя взрослые люди?», «Расскажи о каком-нибудь взрослом человеке, который тебе нравится».

Взрослые люди бывают мужчинами и женщинами. И это различие дети отмечают без труда. Но важно обратить внимание на характерные черты, отличающие людей разного пола, социальную роль, род занятий, уважительное отношение друг к другу. Такая работа способствует также формированию у детей «образа пола», с которым они себя идентифицируют, что очень важно для их половой ориентации.

Представления о различиях между детьми и взрослыми следует дополнять для ребенка видением перспективы его развития, не ограничиваться показом только превосходства взрослого. Поэтому вслед за разговором о том, чем существенно отличаются взрослые от детей, следует напомнить ребятам, что все взрослые когда-то были детьми и многого из того, что они сейчас умеют и знают, они не знали и не умели. Но всему можно научиться, если очень захотеть.

Логическим завершением работы по этой части программы может быть сочинение с детьми сказок «Страна взрослых», «Страна детей» или составление рассказов на тему «За что меня любят взрослые, за что я люблю взрослых».

Важна так же совместная деятельность родителей и ребенка.

В качестве проверки результатов работы по данному разделу

БУДУ ВЗРОСЛЫМ».

ЗАЧЕМ ЛЮДИ ТРУДЯТСЯ

Этот подраздел в нашей программе несколько отличается от традиционного ознакомления детей с трудом взрослых, представленного в прежних программах (как известно, в новых вариативных многочисленных программах эта задача вообще не ставится!). А в чем же отличие?

* Главное — мы хотим сформировать у детей представления о том, что такое труд, работа, профессия, зачем они нужны человеку, можно ли без них обойтись, может ли ребенок не

трудиться, может ли труд быть радостным или он только тяжелый.

кие-то потребности людей.

* Мы знакомим детей прежде всего с человеком, который трудится, а процесс и содержание его трудовой деятельности — фон, средство для показа человека творческого, изобретательного, добросовестного, ответственного.

* Ознакомление с трудом взрослых обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей желания и умения трудиться.

Малыши не всегда четко различают труд и игру. К примеру, на вопрос «Как вы сегодня в детском саду трудились?» ребенок начинает увлеченно рассказывать об играх, в которые играл со сверстниками. Поэтому сначала воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться.

Затем можно провести фронтальное занятие в виде эвристической беседы на тему

«КАК ЖИВЕТСЯ В СТРАНЕ БЕЗДЕЛЬНИКОВ»

Можно провести дидактическую игру с подгруппой детей«ГДЕ КАКАЯ ПРОФЕССИЯ НУЖНА»

ЦЕЛЬ ИГРЫ: формировать представления о соответствии той или иной профессии потребности в ней.

Ход ИГРЫ: детям предлагается карта Земли или глобус и картинки с изображением людей разных профессий. Нужно помочь людям выбрать такое место жительства на Земле, где их профессия была бы необходима. Например, даются такие картинки: хлопкороб, погонщик слонов, моряк, оленевод, змеелов, добытчики жемчуга, пограничники. Есть уникальные профессии, которые требуют от ребенка знания, к примеру, среды обитания животных. (Почему погонщику слонов нельзя предложить поехать работать на Северный полюс?) Можно включить и картинки с универсальными профессиями — учитель, врач, продавец, токарь. Это смутит ребенка, но хорошо, если он без помощи взрослого отметит, что такие профессии нужны везде.

КАК И ЗАЧЕМ ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ

Содержание этого подраздела впервые включено в программу работы с детьми. Ни в одной из прежних и новых программ данная тема в таком аспекте не рассматривается. А между тем, формировать у детей представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают, — это значит учить их ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями, замечать красоту жизни, а также понимать важность отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека.

~ В работе по этому подразделу можно выделить несколько направлений: познакомить с самим понятием отдыха и показать его необходимость; раскрыть возможное содержание активного отдыха; обучать ребят способам организации самостоятельной деятельности.

Прежде всего нужно, чтобы дети на себе почувствовали потребность в отдыхе.

В повседневной жизни — на прогулке, на занятиях физической культурой, на музыкальных занятиях можно предложить им побольше подвигаться — прыгать, бегать, танцевать, и делать это до тех пор, пока они сами не скажут, что устали и хотят посидеть. Педагог использует этот момент, чтобы обсудить со своими воспитанниками, что же произошло: ведь они так любят бегать, прыгать, резвиться. «Почему вы сидите? Прыгайте, бегайте. Вы хотите отдохнуть? Правильно, человек обязательно должен отдыхать, так уж устроен наш организм. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. Все люди — и взрослые, и дети — отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью».

Отдыхом может быть и смена деятельности, чередование подвижности и покоя. Ребятам предлагается несколько картинок с изображением разных видов деятельности человека: читает книгу, рисует, прыгает, поливает цветы. Требуется разложить картинки по принципу смены деятельности: если человек рисует, какой отдых ему нужен? А если он прыгает, что ему нужно делать, чтобы отдохнуть?

Можно поставить перед детьми логическую задачу типа «ИСПРАВЬ ОШИБКУ». Воспитатель выкладывает картинки в определенном порядке. Дошкольники должны решить, правильна ли последовательность, в которой они расположены, верно ли показано чередование труда и отдыха: от чего может устать человек и как ему отдохнуть?

Мы просим детей понаблюдать за взрослыми: за близкими — дома, за чужими — во время прогулки, в транспорте. Заметят ли ребята усталых людей? Чем они отличаются от отдохнувших? Что можно им предложить, как помочь отдохнуть?

Беседа «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ»

ТРЕБОВАНИЯ к уровню усвоения раздела «Кто такие взрослые люди»

Младший дошкольный возраст

Знать:

— что люди и животные бывают детьми и взрослыми;

— что взрослые заботятся о детях, любят их;

— что взрослые люди работают и отдыхают.

Уметь:

— называть взрослых животных и их детенышей;

— различать людей по возрасту и полу;

— проявлять внимание к взрослым, оказывать им услуги (выполнять просьбы, помогать в совместной деятельности и т.д.

Старший дошкольный возраст

 

Знать:

— сходство и различие между детьми и взрослыми (в мире людей и животных);

— что такое работа, зачем люди работают;

— что такое отдых, зачем нужен отдых, как можно отдыхать;

­лых и детей;

Уметь объяснить:

— почему взрослые умнее, более умелые, чем дети;

— почему появляются разные профессии;

­ходим отдых.

Уметь:

— выполнять трудовые поручения дома и в детском саду;

— проявлять настойчивость и терпение в труде, доводить дело до конца, не бояться переделывать плохо сделанное;

— самостоятельно регулировать смену активности и отдыха;

— не бездельничать, находить себе дело.

 

 

 

Вопрос № 29

ТЬ

информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Элементарный и каузальный анализ

 дети уясняю внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека.

позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому  анализу синтез помогает  ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Так, продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный  кран такой высокий, зачем строить такой большой дом, кого может порадовать работа  строителя и т. п. С помощью  подобных вопросов ребенок начинает вникать в сущность явлений, приучается задумываться  над внутренними взаимосвязями, как бы видеть то, что  не изображено на картинке, «читать между строк», приобретает  умения делать самостоятельные выводы.

тесно связан с методом, или методическим приемом, сравнения.

В занятие  включаются задания  на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека, животное  (чем похожи, чем отличаются), игры, поступки проявления чувств и др. Во всех случаях сравнение помогает  образованию конкретных, ярких представлений и чувств; становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим людям, к событиям и явлениям социального мира.

Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.

и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

: постановка вопросов детям и воспитания  умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

Метод повторения

— важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать  как ведущий метод или методический прием.

 — от детей требуется умение повторить то, что они усвоили.

. Данная форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. 

 – третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям  ребенок возвращается   в новой ситуации, когда опираться  нужно не на конкретные примеры, а  на сделанные ранее  обобщения, выводы.

Решение логических проблем.  

 может выступать   и в качестве  самостоятельного подхода, направленного на повышение познавательной активности.

.

Методы, направленные на повышение  эмоциональной  активности  детей при усвоении  знаний о социальном мире.

способствуют  закреплению чувств. Одним из таких  приемов может  быть воображаемая  ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемым героями и т.п. Игровое  «как будто…» раскрепощает  детей, снимает  обязательность изучения и   делает этот процесс естественным  и интересным.

помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

удивиться. 

 для детей могут создать форма и место проведения занятия, и, конечно, его содержание. В зависимости темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Разнообразие форм делает занятия привлекательными детей.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБCТВУЮЩИЕ УCТАНОВЛЕНИ СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТFЛЬНОСТИ

фрукты.

.

 

Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире

ного развития.

вторение, упражнение, наблюдение, экспериментирования, опыты, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Например, на занятии детям рассказывали о технике, созданной руками человека, и ребенок не понял, что такое рычаг и как «простая палка становится техникой».

 — все эти методы  и  методические приемы используются в случае необходимо в работе педагога.

Вопрос №30.Социально-личностное развитие: анализ содержания примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы»

под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

Формирование основ базовой культуры личности,

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе, Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Пояснительная записка.

Организация жизни и воспитания детей.

Содержательная часть по возрастным группам.

Итоговые результаты освоения Программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Работа с родителями.

Коррекционная работа.

Рекомендации по составлению перечня пособий.

рая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);

Средняя группа (от 4 до 5 лет);

Старшая группа (от 5 до 6 лет);

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

В данный момент разрабатывается полный методический комплект пособий к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа «Детство»

Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова

стоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

В обновленной Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

выделено три раздела: целевой, содержательный организационный;

представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (Раннее Детство) и в дошкольных группах (Дошкольное Детство);

дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие;

раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

ской диагностики и мониторинга;

охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

граммы

определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

граммы, формируемой участниками образовательных отношений.

При реализации образовательной программы «Детство» педагог:

ционального благополучия и развития каждого ребенка;

ность прийти на помощь, поддержать;

новка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;

гических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;

тельную деятельность детей;

тельный опыт детей, эмоции и представления о мире;

создает развивающую предметно-пространственную среду;

тей;

шей.

ный программно-методический комплекс, включающий:

программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

организациях и в семье;

граммы «Детство».

граммы «Детство».

Программа «Радуга»

, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон

сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к ЗОЖ; -способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; -обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

гов именно на содействие развитию, а не на организацию «предметного» обучения детей.

Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Способствовать физическому развитию

Формировать основы здорового образа жизни

Способствовать своевременному и полноценному психическому развитию

Каждого ребенка

Способствовать становлению деятельности

Способствовать становлению сознания

Закладывать основы личности

Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Создавать атмосферу эмоционального комфорта

Создавать условия для творческого самовыражения

Создавать условия для участия родителей в жизни группы

Организовывать яркие радостные общие события жизни группы

лей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Вариативную часть составляют:

тания любви и уважения к малой родине;

зия дошкольных учреждений.

граммы «Радуга» представлены:

эстетическое развитие, физическое развитие);способы и направления поддержки детской инициативы;

взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников; коррекционная работа;

ходы к организации педагогической диагностики

Программа «Истоки»

, СЛ. Новоселова.

каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

В Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). На границе этих возрастов и происходят качественные изменения в развитии.

— эстетическое и физическое развитие) прописаны по семи календарным возрастам и отражены в динамике по задачам и содержанию, в которых эти задачи реализуются.

) и др.

Программа «Развитие»

и др.

ников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач.

Программа «Развитие» состоит из 13 разделов:

Сенсорное воспитание (направлено на развитие восприятия ребенка на основе культурных средств).

ных моделей для ориентировки и составление таких моделей).

сами).

венными отношениями).

Овладение основами первоначальной грамоты (посвящен изучению звукового анализа слова, дифференциации звуков, умению правильно ставить ударение и т. д.)

ние с литературой, составлению рассказов).

Конструирование (посвящен конструированию по схеме).

Развитие экологических представлений (знакомит с представлениями о живой и неживой природе, особенностях растений и животных).

Изобразительное искусство (знакомит с композицией рисунка, графическими образами).

Игра (раздел посвящен свободной творческой игре и межличностным отношениям в ней)

ждению действия словом и выражению голосом действия персонажа).

зовании сенсорных эталонов; при этом необходимое преобразование объектов развивает мышление)

 

 





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оставить комментарий

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован, обязательные поля отмечены *