Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. – Ленинград, 1979. – с. 9-23
Личностные реакции заикающихся детей пятилетнего возраста.
Волкова Г. А.
стройстве.
ности, как подражательность, общительность, активность; у большинства из них не сформированы или нарушены общественные отношения.
ная, протестующая и пр.
; III тип: субъекта обвиняют, а наиболее вероятной причиной конфликта является случай, обстоятельство.
вах; л) отрицание своей вины.
щему числу реакций испытуемых.
цание собственной вины — 0,4% (0,8%).
туациях III типа.
.
так и девочки — 41,3% (35,7%); при этом скрытая агрессия преобладает над открытой и у заикающихся детей, и у детей без заикания.
i
мость ситуации, так как не могут найти социально приемлемых способов ее разрешения.
ции примерно в 3—4 раза меньше — 5,1%, чем в первых двух случаях.
(14,8%).
нее разобраться в подобном конфликте, жизненно более знакомы им ситуации I и II, в которых виноваты или они сами или их сверстники.
роны окружающих более щадящего, внимательного отношения к ребенку, что в какой-то мере снимает у него чувство страха перед наказанием за совершенный проступок.
акциях признания вины —81,5% (78,3%’), чем незаикающиеся, особенно девочки — 85 % (77,6 %).
тоятельности.
ние вины со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями (виновность — наказание).
ницей в показателях коэффициента самостоятельности по сравнению с незаикающимися.
чиков.
ликта в обстоятельствах.
гих — об их дисгармоничном развитии.
ликта обстоятельствами, почти в 3 раза реже отрицают свою вину, что свидетельствует о недостаточной сформированности у них общественного поведения.
щи. Они слишком эмоционально переживают конфликтные ситуации, чаще мирятся с причиненным им ущербом, гораздо менее уверены в себе.
шей трудности.
монично.
чностных реакциях заикающихся мальчиков и заикающихся девочек 5 лет.
ность поведения девочек причине конфликта и на недооценку ими вероятности маловероятных событий, которые являются причиной такого рода конфликта, когда в трудности никто не виноват.
сюда девочки реже прибегают к такой пассивной личностной реакции, как «вопрос», когда, не умея разрешить конфликт, испытуемый спрашивает: «А почему надо идти спать раньше?» или «Зачем ты сломала куклу?»
ы оборвала мои цветы» Таня К., 4 года 7 мес, протокол № 18, отвечает: «Я хотела букет тебе собрать».
ста» и т. д.
статочный уровень самостоятельности. Но эти же девочки, по сравнению с мальчиками, более негативны, неадекватны в проявлении открытой агрессии, менее склонны признавать себя виновными в конфликте, несколько чаще ищут причину конфликта в обстоятельствах, т. е. прибегают к защитным реакциям, чтобы избежать наказания, и т. д.
них условий, через установку личности, переплетаются с ними и в результате выявляются особенности личности заикающегося ребенка 5 лет.
чевого расстройства. Это задача дальнейшего исследования личности заикающегося ребенка.
Выводы
кой детей этого возраста.
щихся в количественном отношении.
ности.
В некоторых личностных реакциях заикающихся детей 5 лет прослеживается половой диморфизм, так же как и у нормально говорящих детей этой возрастной группы.
.