Военная Ассирийская держава. Реформы. Тиглатпаласара III. Саргон II. Ассархадон. Ашурбанипал. Падение Ассирии

В 745-727 гг. до х.э к власти в результате очередной гражданской войны приходит Тиглатпаласар III. Ему предстояло решить сразу множество задач: заселить опустошенные завоеваниями земли; реорганизовать управление провинциями, чтобы пресечь попытки к отделению; удовлетворить экономические запросы различных группировок верхушки ассирийского общества; реорганизовать и укрепить армию.

Он совершает депортации населения организованно и по плану. Угоняемых стара-лись селить как можно дальше от их родины и вперемежку с другими племенами. Скоро арамейский язык распространился на территории Ассирийской державы повсеместно и сильно потеснил аккадский, хотя на аккадском языке продолжали писать официальные документы.

Прежние большие области были разделены на множество мелких, во главе их стояли уже не наместники, а «областеначальники», по большей части из евнухов.

Была реорганизована и армия. Теперь она состояла из постоянного профессиональ-ного войска, находившегося на полном содержании у царя. Армия была единообразно экипирована и превосходно обучена. Ассирийцы первыми начали широко применять стальное оружие. Они же впервые ввели два новых рода войск — регулярную кавалерию и саперов. Новая ассирийская армия имела превосходно налаженную службу разведки и связи.

Тиглатпаласар III был не только выдающимся администратором, но и блестящим полководцем и реалистичным политиком. обеспечению безопасности южных и восточных границ. В Вавилонии он прошел до самого Персидского залива, племена Загроса и созданы две новые области. Поход начался в 743 г борьбе с Урарту за Сирию. взял Арпад, в это время центр Северосирийского союза. Поход был повторен в 738 г. Многие страны Сирии, а также юго-востока Малой Азии (Табал) и арабские племена Сирийской полупустыни были. В Сирии были созданы новые провинции. в «страну могучих мидян». В 735 г. Урарту и осадило его столицу Тушпу. Но взять ее с налета не удалось, но всю страну, нанеся урартам страшный ущерб. Последующие годы Тиглатпаласар III провел в Сирии и Палестине, где дошел со своим войском до самой Газы на границе Египта. В 732 г. был взят Дамаск, стоявший во главе почти всех антиассирийских движений. Ассирийская гегемония в Сирии была, таким образом, вновь подтверждена и закреплена.

Тиглатпаласар явился в Вавипонию как восстановитель порядка и спокойствия. Тиглатпаласар предпочел короноваться в качестве вавилонского царя (под именем Пулу), объединив таким образом всю Месопотамию личной унией.

Наследнику Тиглатпаласара III, Салманасару V (726-722 гг. до х.э.), досталась импе-рия, простиравшаяся от Персидского залива до Средиземного моря. Возможно, переоце-нив свое могущество, Салманасар V попытался отменить привилегии священных храмо-вых городов. Поэтому его царствование оказалось недолгим. Он умер (или, скорее, был убит) во время осады Самарии, столицы Израильского царства.

Новый царь, Саргон II (722-705 гг. до х.э.), его права на престол были весьма про-блематичны. Саргон начал с внутренних дел. Он привлек на свою сторону горожан и жречество (в том числе и в Вавилонии). Поход на Вавилонию, предпринятый в 720 г., оказался неудачным: ассирийцы потерпели поражение. Зато в Сирии они разбили силы коалиции и вернули отпавшие было провинции, пройдя затем всю Палестину до египетской границы. отряды киммерийцев, пришедшие из-за Кавказа, они представляли более непосредственную угрозу для самого Урарту. Видимо, Саргон воспользовался тем, что киммерийцы нанесли урартам поражение, и немедленно выступил в поход (714 г. до х.э.). ассирийское войско, почти не встречая сопротивления, разорило и разграбило Урарту и подчиненные ему мелкие царства. Урарту никогда уже не смогло оправиться от этого погрома и утратило свое значение «великой державы». В 710 г. он двинул свои войска на юг. Города Вавилонии приняли его сторону, и Мардук-апла-иддину пришлось поспешно отступить в Приморье. Саргон «при кликах ликования» вступил в Вавилон и короновался здесь в качестве царя. Своего наследника Синаххериба он женил на знатной вавилонянке. В 707 г. Саргон с огромной добычей вернулся в новую столицу Дур-Шаррукин («Крепость Саргона») к северу от Ниневии, где и прожил свои последние го-ды.

Синаххериб (705-681 гг. до х.э.) в отличие от своего отца был сторонником военной партии, а со жрецами и горожанами не ладил. В своей политике он опирался исключи-тельно на грубую силу. Он пренебрег совершением коронационных обрядов в Вавилоне, вследствие чего там вновь захватил власть Мардук-апла-иддин, немедленно возобновив-ший союз с Эламом и получивший от него военную помощь.

Его кощунственная жестокость ужаснула всю Переднюю Азию, но вместе с тем вы-звала серьезное недовольство даже в самой Ассирии. Наследником престола Синаххерибу пришлось назначить сторонника жреческой партии, своего младшего сына Асархаддона, сына вавилонянки. Все ассирийцы «от мала до велика» присягнули новому наследнику, но это, естественно, вызвало недовольство его старших братьев. На границах империи тоже начинались смуты, некоторые государства вернули себе независимость (Табал в го-рах на юго-востоке Малой Азии), а Урарту снова отвоевало Муцацир.

В действительности же он нажил множество недоброжелателей среди людей, и не исключено даже, что вдохновителем убийства был сам Асархаддон. Впрочем, Асархад-дону (681-669 гг. до х.э.) пришлось предпринять поход на Ниневию, чтобы отстоять свои права на престол. Привилегии ассирийских и вавилонских городов были вновь подтвер-ждены и расширены, а подати в пользу храмов увеличены.

Много волнений на политической арене беспокоили Асархаддона. Победы, которые еще продолжала одерживать Ассирия, доставались ей со все большим трудом. Но все-таки Ассирия была очень сильна. Хотя первый поход в Египет в 674 г. окончился неудачей, Асархаддон предпринял в 671 г. новый поход, разгромил армию фараона Тахарки и захва-тил Мемфис. Он принял титул «царь царей Египта, Верхнего Египта и Эфиопии», т.е. проявил намерение продолжать захват долины Нила. Но как только Асархаддон вернулся в Ассирию, в Египте начались волнения. Ассирийские гарнизоны оказались в осаде. В 669 г. Асархаддон снова повел войска на Египет, но дорогою умер.

Наследником его стал Ашшур-бан-апли (Ашшурбанапал). а его брат — вавилонским царем, однако верховная власть над обоими царствами вручалась Ашшурбанапалу. Такое решение таило в себе семена будущего конфликта между братьями, но на первое время все обошлось благополучно. Еще при жизни Асархаддона все население Ассирии было приведено к присяге на верность Ашшурбанапалу. Он смог беспрепятственно занять ас-сирийский престол (669-631 или 629 гг. до х.э.). Через несколько месяцев его старший брат короновался в качестве вавилонского царя.

он почти никогда не принимал личного участия в военных походах. Но он в самом деле был довольно образован. В своем ниневийском дворце он собрал огромную библио-теку — более 20 тыс. превосходно выполненных клинописных табличек, своего рода эн-циклопедию тогдашних знаний и литературы.

Он приобрел значительный административный опыт. Он был также ловким дипло-матом, не брезгуя для достижения политических целей любыми интригами и даже убий-ствами. Так, после нескольких лет войны, шедшей с переменным успехом, удалось усми-рить Египет, вернувший было себе независимость. С главным врагом — Эламом — Ашшур-банапал попытался установить мирные отношения (возможно, лишь с целью выиграть время). Элам пренебрег этими попытками и поддержал антиассирийское восстание в Южной Месопотамии. Ассирийский поход на юг в 663 г. оказался не особенно удачным, но в том же году эламский царь и предводители восставших «внезапно» умерли.

Но в 655 г. Ассирию постиг тяжелый удар: Египет вернул себе независимость. Аш-шурбанапал не решился послать против него войска — из-за угрозы со стороны Элама. В 653 г. эламский царь ТеУмман вторгся в Южную Месопотамию, был разбит, собрал новое войско и снова потерпел поражение, погибнув в этом бою вместе с сыном. Элам был от-дан под власть царевичей, нашедших в свое время приют в Ассирии.

Тем временем на нее надвинулась еще более грозная опасность — мятеж Шамаш-шум-укина, брата Ашшурбанапала и номинального царя Вавилона. Ему удалось привлечь на свою сторону Египет, сирийских и палестинских царей, шейхов арабских племен, мидян, Элам и Приморье. Всех их объединяла ненависть к Ассирии и надежда сбросить ее тяжелое ярмо. Впрочем, многие племена и города Южной Месопотамии сочли более вы-годным сохранить верность Ассирии.

Военные действия начались в 652 г. Ашшурбанапал по обыкновению действовал силой и хитростью. Вавилон после трехлетней осады и ужасающего голода пал в 648 г.

Последним походом Ашшурбанапал руководил лично и победителем вступил в Су-зы. Город был разрушен до основания. Ашшурбанапал вывез в Ниневию неисчислимые сокровища, статуи богов и даже кости эламских царей, а также огромное число пленных. Элам после этого разгрома утратил свое прежнее значение «великой державы».

Таким образом, спокойствие в империи было восстановлено, став во многих ее час-тях спокойствием кладбища. Но годы Ассирии были уже сочтены.

Ассирия оказалась ввергнутой в гражданские войны, пока наконец один из сыновей Ашшурбанапала с помощью некоего полководца не захватил власть.

Между тем вокруг Ассирии сгущались тучи. В 626 г. халдей Набопаласар захватил царскую власть в Вавилонии. Еще раньше к востоку от Ассирии разрозненные племена мидян объединились в Мидийское царство. Опасность с этой стороны была особенно ве-лика: Так закончила свое существование первая в истории человечества «мировая» держа-ва. При этом не произошло сколько-нибудь значительных этнических перемен: погибла лишь верхушка ассирийского общества — звать и частично горожане. Сельское население осталось на своих местах, и потомки его населяют Северный Ирак до сих пор (давно уте-ряв аккадский язык). Культурные, административные и военные традиции Ассирии были во многом усвоены ее преемниками.

Ассирия на закате своей истории.

К власти пришел Ашшурбанапал (669—ок. 633/27 гг. до н. э.). Он превосходно знал клинопись и помимо аккадского шумерский язык, обладал литературным талантом, познакомился с искусством архитектуры, приобрел математические и астрономические познания, изучал политику и государственные дела. «Я,— говорит в летописи сам Ашшурбанапал,— постиг мудрость бога Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть».

В ассирийской столице этого времени — Ниневии — им была создана самая обширная на Древнем Востоке библиотека, насчитывающая более 30 000 глиняных табличек: собрание мифологических и литературных произведений, оракулов, молитв и магических формул, медицинских и математических текстов, географических и ботанических справочников, словарей и пр. От времени Ашшурбанапала остались подробные и красочно написанные летописи.

Прославился Ашшурбанапал и как строитель. Его часто изображали как шумерского «эн-си» со строительной корзиной на голове. По его приказу возведен великолепный Север-ный дворец в Ниневии, украшенный прекрасными рельефами. Сама Ниневия стала красивейшим городом, столицей необъятной Ассирийской державы. Реставрировались и строились многочисленные храмы в Вавилоне, Борсиппе, Уруке, Харране, Кальху.

Рельефные изображения рисуют Ашшурбанапала как страстного охотника, он сам восхва-ляет свое умение ездить на лошадях, править колесницей, стрелять из лука. Наряду с этим он был расчетливым, энергичным, лицемерным и коварным политиком и дипломатом, властным правителем и жестоким воителем.

В правление Ашшурбанапала во внешней политике Ассирии прослеживаются два этапа.

Первый (с 669 по 654 г. до н. э.) характеризуется еще прочным господством Ассирии на Ближнем Востоке. Но это был отнюдь не мирный период. Ассирии приходится вести войны во всех традиционных направлениях. Почти непрерывно совершаются походы в мятежный Египет. Беспощадно подавляются выступления городов Восточносредиземноморского побережья и Кипра, палестинских царств (Иудеи, Моава, Эдома, Аммона). Обостряются отношения с северными соседями. Между 664— 660 гг. до н. э. государство Урарту и Манна предпринимают военные действия против Ассирии. Упорную борьбу с ней ведет Элам, выступающий в союзе с халдейскими и арамейскими княжествами Южной Месопотамии (войны 665 и 655 гг.). Восстают подвластные мидийские правители.

На время Ассирии удалось подавить все восстания и сохранить свое господство. Однако к концу этого периода (около 655 г. до н. э.) окончательно отпал Египет.

В середине VII в. до н. э. наступает второй этап во внешней политике Ассирии. Он характеризуется нарастанием политического кризиса державы. Ярким его проявлением было крупнейшее восстание покоренных Ассирией народов, достигшее своего апогея около 652—648 гг., во время мятежа брата Ашшурбанапала — Шамашшум-укина, царя Вавилонии. Выступление Вавилона против Ассирии было той искрой, которая разожгла недовольство многих покоренных ею государств. К Вавилону присоединились многочисленные союзники: Элам, халдейско-арамейские княжества Приморья, арабские племена и княжества. В восстание были вовлечены некоторые сирийские и финикийские провинции Ассирии. Его поддержали освободившиеся от ассирийской власти Лидия, Египет, Мидия. Однако Ассирия нашла в себе силы потопить восстание в крови, используя при этом противоречия между союзниками, разновременность действий, разобщенность сил, зачастую и различные цели выступлений, опираясь также на полчища скифов и киммерийцев.

Ценой огромных усилий Ассирии удалось в 642—640 гг. до н. э. привести к покорности арабские княжества Сирийско-Месопотамской степи и северо-западной части Аравийско-го полуострова и в ходе трех войн, к 639 г. до н. э., разгромить Элам, но это были ее последние военные успехи.

22. Древний Иран. Источники и историография. Страна и население. Особенности экономического развития. Мидийская держава. Политическая история.

Об исторических процессах на Иранском плато до конца II тысячелетия до х.э. можно судить в основном лишь по археологическим данным. Исключение составляет Элам, к началу I тысячелетия до х.э. насчитывавший уже около двух тысячелетий письменной истории. О положении в Западном Иране в этот период помимо археологических материалов можно судить по сведениям ассирийских и урартских надписей об упоминаемых в них западноиранских областях. Для большей части Ирана данные процессы могут быть прослежены, с учетом сведений письменных источников, с первых веков I тысячелетия до х.э. Относящиеся к Ирану материалы ассирийских текстов IX в. до х.э. и урартских первой половины VIII в. до х.э., в том числе встречающиеся цифровые данные о полоне и добыче, указывают на значительную численность населения отдельных округ и владений с центральной крепостью и на большие материальные ресурсы таких мелких владений и тем самым ряда областей Ирана в целом.

На протяжении длительного периода древневосточной истории Иран являлся центром крупных государств, включавших большую часть областей раннего «классового» ареала Востока, а с парфянской эпохи — основного государства, противостоящего политическим и социальным силам эллинистического и римского «Запада».

Важное место в истории древневосточной государственности занимает эпоха Мидийской и Ахеменидской держав. Само их сложение, отражая общие закономерности экономического и социально-политического развития стран древнего Востока, имело и свои конкретно-исторические причины, в том числе этнического порядка. Первые образования государственного типа в Иране были созданы старым местным населением страны, принадлежавшим к разным этноязычным группам. Вместе с тем с конца II — начала I тысячелетия до х.э. в Западном Иране распространялись племена, говорившие на «иранских» языках (относящихся к числу индоевропейских). В ходе их расселения и ассимиляции ими автохтонных групп сложились ираноязычные народности, в основном уже преобладавшие в Иране с мидийско-ахеменидской эпохи. Особенности их культуры, социального и политического строя во многом определялись развитием соответствующих черт, свойственных ранее иранским племенам, их этническим наследием. Вместе с тем старое местное население, влившееся в состав сформировавшихся ираноязычных народностей, передало им ряд особенностей своей культуры, многие хозяйственные достижения — в ирригационном земледелии, строительстве, керамическом производстве и т.д., а созданные им ранее государственные образования способствовали более быстрому общественному развитию иранских племен. Предпосылки возникновения и конкретные формы классового общества и государства у ираноязычных народностей Ирана определялись, таким образом, с одной стороны, процессами экономического и социального развития старого местного населения страны до распространения там иранских племен и, с другой — особенностями общественного строя последних ко времени их расселения на этих территориях. Само же сложение иранских народностей явилось важным фактором не только этнической, но и социально-политической истории стран Иранского нагорья.

В древности существовали и другие иранские народности; мидяне, парфяне, бактрийцы, кармании (керманцы) и др.

Как и родственные племена Индии, древние иранцы, включая мидян и персов, называли себя «ариями». От этого слова происходит и само название «Иран», ранее Эран, от древнеиранского Арьяна «[страна и царство] ариев» (ср. также название государства Сасанидов: Эраншахр — «царство иранцев»).

Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Переднюю Азию киммерийцев и скифов.Начиная с IX в. до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объедине­ния на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна,

В конце VIII в. до н. э. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за вторже­ния туда киммерийских племен из Север­ного Причерноморья. В начале VII в. до н. э. следом за киммерийцами из Северного Причерноморья в Переднюю Азию вторг­лись также скифские племена,

Возникновение и расцвет Мидийской державы.В 673 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена под­няли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил Каштарити. В 672 г. до н. э. создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории.

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653—625 гг. до н. э. установилось господство скифов.

В 625 г, до н. э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар. Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.

В августе 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.

Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.

Мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства: покорена Персия, удалось захватить также Парфию и Гирканию. В конце 590-х гг. мидийцы подчинили своей власти Урарту, ликвидировали Скифское царство в Сакасене и покорили Манну.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до,н.,э.), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам.

В VII —первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.

23. Образование Персидской державы. Деятельность Кира и Камбиза. Завоевание Египта.

Племена, говорившие на индоевропейских языках, появились на территории Ирана на рубеже II — I тыс.до н.э. На севере Ирана поселились мидяне, на юге — персы. В борьбе с соседними государствами Ассирией и Урарту, вторжениями кочевых племен киммерийцев и скифов произошла консолидация мидийских племен и уже в VII в.до н.э. сложилось государство Мидия.

Персы долгое время находились в зависимости сначала от Ассирии, а потом от Мидии. Но в середине VI в.до н.э. царь персов Кир II не только добился независимости от Мидии, но и покорил ее. Затем он завоевал Мидию в Малой Азии и Вавилонию. Кир II погиб во время похода в Среднюю Азию, но к концу его жизни Персия превратилась в крупнейшую державу.

Сын Кира — Камбиз завоевал Египет, но умер при возвращении из похода. Последовал период смут и борьбы за власть, победителем из которой вышел Дарий, подавивший восстания в различных областях Персидского царства.

Впервые персы упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н. э. в области Парсуа к югу и юго-западу от озера Урмии, откуда на рубеже IX—VIII вв. они передвинулись на юг и к VII в. до н. э. заняли исконную эламскую территорию на юго-западе и юге Ирана, которая по их имени получила название Персия (от древнеиранского Парса).

Уже в конце VIII в. до н. э. персы составляли племенной союз, возглавляемый вождями из знатного рода Ахеменидов, названного так по имени основателя. Постепенно персы стали расширять свою территорию, занимая все» новые эламские области. Однако, когда в 639 г. до н. э. ассирийцы нанесли поражение Эламу, царь персов Кир I признал власть Ассирии. Приблизительно с 600 по 559 г. до н. э. в Персии царствовал Камбиз I, находившийся в зависимости от царей Мидии. Он был женат на дочери мидийского царя, и, таким образом, их сын Кир II являлся внуком Астиага, последнего мидийского царя.

О детстве и юношеских годах Кира И сохранилось несколько противоречивых легенд, в которых исторические данные причудливо переплетаются со сказочными мотивами. Наиболее распространенной была легенда, содержащаяся в труде Геродота, согласно которой Астиагу приснился сон, истолкованный придворными жрецами следующим образом. Скоро у него родится внук, который станет царем вместо него. Царь решил погубить только что родившегося внука, названного Киром. Эту задачу он возложил на своего царедворца Гарпага, который в свою очередь передал ребенка царскому рабу — пастуху Митридату, приказав бросить его в горах, где было полно диких зверей. Митридат принес Кира в свою хижину в горах. Его жена только что родила мертвого ребенка. Пастух и его жена решили воспитать Кира как своего сына, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага. После этого Митридат доложил Гарпагу, что приказ царя выполнен. Когда Киру исполнилось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран ими царем. Но сын одного знатного мидийца отказался повиноваться Киру, и последний наказал его. Отец наказанного ребенка пожаловался Астиагу, что его раб бьет сыновей царских сановников. Кир был доставлен к Астиагу, у которого возникли подозрения, что это его внук, так как он заметил в нем черты фамильного сходства. Допросив Митридата, Астиаг узнал правду и снова обратился к своим жрецам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, и поэтому царю не надо больше опасаться его. Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к родителям.

В 558 г. до н. э. Кир стал царем персидских земледельческих племен. Он основал город Пасаргады, ставший первой столицей Персии. В 553 г. до н. э. Кир выступил против мидийского владычества.

Исход войны решился в двух битвах. В первой из них Астиаг не участвовал, а его полководец Гарпаг вместе с большей частью войска перешел на сторону Кира. Тогда Астиаг велел всем индийцам, включая стариков и юношей, вооружиться и, не взирая на свои преклонные годы, сам повел армию в бой. Но мидийцы потерпели поражение, а царь попал в плен. Война окончилась в 550 г. до н. э. захватом персами столицы Мидии Экбатан. Покорив Мидию, они заимствовали мидийскую систему государственного управления.

Около 549 г. до н. э. персами были захвачены Сузы, бывшая столица эламского царства. В течение следующих двух лет были покорены также страны, входившие в состав прежней Мидийской державы, а именно: Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения.

Крез, правитель могущественного Лидийского царства в Малой Азии, был сильно обеспокоен стремительными успехами Кира и начал готовиться к войне с ним. Крезу были подвластны греческие колонии в Малой Азии и большая часть местного населения, а само имя Крез стало нарицательным обозначением обладателя сказочных богатств. Прежде чем приступить к активным действиям, лидийский царь решил зару-читься благоприятными предсказаниями богов и отправил своих гонцов в святилище Аполлона в Дельфах (Греция) и в другие храмы. На вопрос, следует ли лидийцам начать войну с Киром, оракул Аполлона дал двусмысленный ответ, что Крез сокрушит великое царство, если перейдет реку Галис (восточную границу Лидии). Получив такое предсказание, Крез во главе войска выступил против персов. В 547 г. до н. э. у реки Галис произошла кровопролитная битва, но она окончилась безрезультатно, и ни одна из сторон не рискнула вступить в новый бой. Крез отступил в свою столицу Сарды и решил более основательно подготовиться к войне. Однако Кир так стремительно двинулся к Сардам, что жители города были застигнуты врасплох.

Крез вывел свое войско, состоявшее из вооруженной копьями конницы, на равнину перед Сардами. Кир прибег к военной хитрости: поставил всех следовавших в обозе верблюдов впереди войска, предварительно посадив на них воинов. Кони в лидийском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов и увидев их, бежали. Однако лидийские всадники, считавшиеся непобедимыми, не растерялись, соскочили с коней и стали сражаться пешими. Произошла жестокая битва, в которой силы были неравны. Лидийцам пришлось бежать в Сарды, осада которых продолжалась лишь четырнадцать дней. Зимой 547 г. персы захватили город и взяли в плен Креза. Последний стал жаловаться на то, что оракул Аполлона, несмотря на щедрые дары, обманул его, предсказав победу и побудив к войне. Узнав об этих упреках, изворотливые жрецы храма Аполлона заявили, что предсказание оракула сбылось, поскольку лидийское царство пало, а Крезу, прежде чем начать войну, сле-довало бы спросить, какое государство потерпит поражение.

Вскоре персы покорили также и все города Малоазийского побережья, кроме Милета, добровольно признавшего их власть. Между 545 и 539 гг. до н. э. Кир завоевал восточноиранские (ныне восточные провинции Ирана и некоторые районы Афганистана, Пакистана и Индии) и среднеазиатские области Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Гедросию, Арахосию и Гандхару. После этого он решил начать войну с Вавилонией, и в сентябре 539 г. до н. э. она покорилась власти Кира. После этого все западные страны до границ Египта добровольно подчинились персам. Торговые круги финикийских городов, как и вавилонские и малоазийские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами, где вся посредническая торговля была бы сосредоточена в их руках.

Кир несомненно готовился захватить и Египет. Однако он решил предварительно обезопасить северо-восточные границы Персидской державы от набегов кочевых племен массагетов в Средней Азии и в 530 г. до н. э. предпринял поход против них. В решающей битве Кир потерпел поражение и погиб сам.

Камбиз и завоевание Египта. В августе 530 г. до н. э. сын Кира Камбиз II стал царем Персидской державы и начал готовиться к нападению на Египет. В армии Камбиза кроме персов были и военные контингенты всех покоренных ими народов. Персы имели в своем распоряжении сильный флот финикийских и кипрских городов. Персидская армия была сосредоточена в Палестине. Кочевники Синайской пустыни стали союзниками Камбиза и помогли его войску пройти через безводную территорию, чтобы добраться до пограничного египетского города Пелусий.

Начальник египетского флота Уджагорресент, по-видимому, и не помышлял о сопротивлении чужеземцам и лишь искал удобного случая, чтобы перейти на их сторону. Фанес, командир греческих наемников, находившихся на службе у египетского фараона Псамметиха III, изменил ему и, бежав к персам, доставил им ценные сведения о военных приготовлениях египтян.

Египетская армия ждала персидское войско у Пелусия. В гневе на своего бывшего командира Фанеса греческие наемники закололи перед строем его сыновей, находившихся в Египте, смешали их кровь с вином и выпив эту смесь, бросились в бой. Это была единственная крупная битва (весна 525 г. до н. э.). Обе стороны понесли тяжелые потери, но победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис, который скоро был взят персами, учинившими там жестокую расправу: 2000 жителей, включая сына Псамметиха III, были казнены. Но сам фараон был пощажен.

Вскоре весь Египет оказался в руках персов. Жившие к западу от Египта ливийские племена, а также греки Киренаики добровольно подчинились Камбизу и прислали дары.

К концу августа 525 г. до н. э. Камбиз официально был провозглашен фараоном Египта. Он основал новую, XXVII династию. Как свидетельствуют официальные

египетские источники, персидский царь придал захвату Египта характер личной унии, короновался по египетским обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки царского правления, принял титул «царь Египта, царь стран» и традиционные титулы фараонов — «потомок (богов) Ра, Осириса» и др. Камбиз продолжал политику фараонов предшествовавшей ему XXVI династии и стремился привлечь на свою сторону египтян. На рельефах из Египта он изображен в египетской одежде. Сразу после захвата Египта Камбиз приказал всем своим воинам прекратить грабежи, покинуть храмовые территории и возместил причиненный святилищам ущерб. Следуя политике Кира, Камбиз предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Египтяне, как и представители других народов, продолжали занимать свои должности в государственном аппарате и передавали их по наследству. Так, жрец и полководец Уджагорресент не только сохранил при Камбизе все государственные должности (кроме начальника флота), которые он занимал прежде, но и получил новые. Он также стал советником Камбиза, а позднее и Дария I в делах, касавшихся управления страной.

Захватив Египет, Камбиз начал готовиться к походу на юг, в Нубию. Если верить рассказу Геродота, Камбиз отправился в этот поход без достаточной подготовки, без запасов продовольствия, в его армии началось людоедство, и он был вынужден отступить. Поход персов в западный Ливийский оазис бога Аммона также не достиг своей цели, войско погибло в песчаной буре при переходе через пустыню.

Неудачи Камбиза побудили египтян в его отсутствие поднять восстание против персидского господства. Однако в конце 524 г. до н. э. он вернулся в Мемфис и сурово расправился с восставшими. Зачинщик восстания бывший фараон Псамметих был казнен, и в стране была восстановлена власть Камбиза.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оставить комментарий

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован, обязательные поля отмечены *