Виды финансового контроля. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Объектами предварительного и последующего контроля являются, как правило, документы, в том числе:

— проекты бюджета и смет внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;

— проекты государственных, отраслевых и территориальных программ, на финансирование которых используются средства бюджета и внебюджетных фондов, и итоговые документы по их реализации;

— проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам;

— проекты договоров и соглашений, затрагивающие вопросы государственного бюджета и финансовых ресурсов.

В указанных случаях контроль осуществляется в основном с использованием метода экономического анализа, результаты которого представляются в форме экспертного заключения.

Текущий контроль осуществляется в отношении всех ранее указанных объектов по ходу реализации финансово-хозяйственных решений. Текущий контроль наряду с экономическим анализом подразумевает проведение ревизий, проверок и обследований с выходом на объекты контроля. Результаты контрольных мероприятий в этом случае оформляются в виде акта или справки.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства;

б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный контроль.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

— субъект управления — тот, кто осуществляет контроль. Субъектами контроля являются лица, заинтересованные в результатах управленческой деятельности, ее эффективности. Субъектом контроля может быть непосредственно субъект управления (орган, осуществляющий процесс управления) или специализированный орган контроля, осуществляющий контроль в интересах субъекта управления;

— объект контроля — тот, в отношении кого проводится контроль. Объектами контроля являются объекты управленческой деятельности;

— предмет контроля — деятельность, применительно к которой осуществляется контроль. Предметом контроля служит деятельность, выполняемая объектом контроля (предмет управления).

Перечисленные элементы тесно связаны с элементами системы управления (рис. 1).

Взаимосвязь элементов управления с элементами системы управления

3 ┌──────────────────────────┐

┌──────────────────────────────┤Орган (субъект) управления│<─ ┐

│ └────────────┬┬──────┬─────┘

│ /│\ ││ │

\│/ │ ││ │

┌────────────────────┐ 6 │ ││ │

│Контролирующий орган├──────────────────────────┘ ││ │

│ (субъект контроля) │ ││7 1 │2

└──────────────┬─────┘ ││ │

/│\ │ ││ │

│ │ \/ \│/

│ │ 5 ┌──────────────────────────┐ │

4│ └─────────────────────────>│ Объект управления ├─ ─┘

│ │ (объект контроля) │

│ └─────────────┬────────────┘

└────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1

1 — 2 — взаимоотношения между субъектом и объектом управления в процессе управленческой деятельности;

3 — принятие субъектом управления решения об осуществлении контроля над объектом управления (объектом контроля);

4 — получение субъектом контроля от объекта контроля информации, необходимой для осуществления контроля;

5 — осуществление субъектом контроля контрольных действий в отношении объекта контроля;

6 — направление субъекту управления субъектом контроля информации о результатах контроля;

7 — принятие субъектом управления управленческих решений по результатам контроля.

Контроль осуществляется на всех этапах управленческой деятельности. Согласно п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль законодательных (представительных) органов проводится в формах предварительного, текущего и последующего контроля. В Бюджетном кодексе РФ рассматривается один из видов финансового контроля — бюджетный.

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рис. 2).

Общая структура видов финансового контроля

┌───────────────────┐

│Финансовый контроль│

└──────┬─────┬──────┘

┌─────────┘ └─────────────────────┐

\│/ \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│

│ │ │ контроль │

└──────────┬────────────────────────┬──────────┘ └─────────┬───────────┘

│ │ │

\│/ \│/ │

┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │

│ Государственный │ │ Негосударственный │ │

│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │

└──────────┬──────────┘ └──────────┬──────────┘ │

│ │ │

\│/ \│/ \│/

┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │

│ │ │ финансовый контроль │ │ │

├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤

│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │

│ │ │ │ │ финансовый контроль │

├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤

│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │

├─────────────────────┤ └─────────────────────┘ └─────────────────────┘

│ Ведомственный │

│ финансовый контроль │

├─────────────────────┤

│ Валютный контроль │

├─────────────────────┤

│ Таможенный контроль │

├─────────────────────┤

│ Банковский надзор │

├─────────────────────┤

│ Страховой надзор │

├─────────────────────┤

│ Правовой финансовый │

│ контроль │

├─────────────────────┤

│ Иные виды │

└─────────────────────┘

Рис. 2

Внешний контроль предусматривает организационную обособленность между субъектом и объектом контроля.

Внешний контроль в зависимости от организационной формы субъектов контроля подразделяется на государственный и негосударственный финансовый контроль.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оставить комментарий

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован, обязательные поля отмечены *