Огоньки

Огонек– вечернее отрядное мероприятие, проводимое на отрядном месте в теплой, уютной и располагающей к откровенным разговорам атмосфере.

Основные цели «Огонька»:
1. Подготовить детей ко сну.
2. Привить навыки коллективного анализа.
3. Помочь ребятам сформировать свое отношение, найти свою позицию, утвердится в своем мнении относительно важных понятий, жизненных вопросов и ситуаций (дружба, верность, любовь и др.).
4. Диагностика состояния и решение конфликтов.
5. Превратить отряд в сплоченную команду.
6. Воспитать в них культуру общения.

Законы огонька:
1. Место, где проводится вечерний огонек, должно помочь создать обстановку, которая не будет отвлекать и мешать, а наоборот позволить слушать и говорить.
2. Оптимальная его длительность — 40-45 минут.
3. Не начинать огонек пока весь отряд не в сборе.
4. Все (дети, вожатые) – располагаются на одном уровне вокруг свечи, которая находится в центре. Таким образом, каждый видит глаза друг друга и чувствует плечо друга. Нельзя переходить через центр круга и выходить из круга до конца огонька.
5. Используются тихие, лирические песни, а голоса звучат приглушенно.
6. Нельзя заставлять или запрещать говорить.
7. Никого не обсуждаем и не критикуем. Все сказанное на «огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.
8. Все внимательно слушают друг друга, слушают до конца, не перебивают друг друга.
9. Откровенность – норма разговора.
10. После огонька все разговаривают вполголоса.
Кроме общих законов огонька у отряда могут быть свои собственные законы и традиции (выбор «Человека дня», традиции сюрпризов и др.). По структуре смены «огоньки» условно можно разделить на следующие группы:
Ø Огоньки организационного периода;
Ø Огоньки основного периода;
Ø Огоньки заключительного периода.
Здесь происходит учет особенностей и целей каждого периода смены, а также состояние отряда.

Типы огонька определяются задачами, стоящими перед коллективом:
1. Огонек знакомства
2. Анализ дня, дела;
3. Тематический огонек;
4. Конфликтный огонек;
5. Прощальный огонек.
огонек знакомства.

Первый огонек – огонек «расскажи мне о себе».
Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.
Педагогическая задача огонька первых дней – научить ребят правилам поведения и выступления на огоньке, приучить их к мысли о том, что вечером им предстоит коллективный анализ прожитого дня.
Лучше всего огонек начать с хорошей песни. После, познакомив участников с правилами ведения «огонька», вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и пр. далее каждый ребенок рассказывает о себе. Очередность разговора соблюдается с помощью символа (значка, игрушки и т.п) по принципу свободного микрофона. Чтобы ребята не засиделись одной позу, можно придумать и ввести в середине огонька какую-то перестановку, не забывая о том, что она не должна нарушать общего настроя на вечерний огонек. Для того, чтобы разговор не казался монотонным, вожатый вставляет паузы – песни, стихи и рассказы ребят с прошлых смен, торжественное вручение «наказа» (он зачитывается). Завершает огонек вожатый, рисуя оптимистическую перспективу этой смены.
Первые дни ребят переполняют впечатления. У них есть потребность поделиться тем, что заполнилось, что понравилось.
В заключение огонька поется «прощальная» песня, например, «Разговоры еле слышны». Стоя в кругу, взявшись за руки, ребята пускают «волну дружбы» и все проговаривают вечернюю речевку:
«День отшумел и ночью объятый
Лагерь зовет ко сну.
Доброй вам ночи, наши ребята!
Доброй вам ночи, наши девчата!
Доброй вам ночи, вожатые наши!
Завтра нам снова в путь.
Всем, всем до свиданья,
Всем, всем спокойной ночи».

Огонек –анализ дня, дела.
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Для начала вожатый напоминает отряду, что произошло за день. Затем ребята делятся впечатлениями по прошедшему дню, отвечая, например, на следующие вопросы:
• что сегодня в нашем отряде было хорошего? Чем понравился день?
• Что было не очень хорошо, плохо?
• Кому мы хотим выразить благодарность?
• Как оценивается каждое проведенное сегодня дело?
Схема анализа дела: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, качество организации; причины неудач; предложение как исправить ситуацию к лучшему; что надо учесть на будущее.
При проведении анализа вожатый должен управлять разговором через вопросы для анализа, но не занимать в разговоре активную позицию.
По содержанию:
1. Что нового полезного открыли для себя?
2. Какая интересная проблема, тема привлекла особое ваше внимание?
3. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?
4. Помогло ли это дело стать вам лучше?
5. Что нового вы узнали друг о друге?
6. Что дало это отряду?
7. Как выглядел ваш отряд на фоне других? И т.д.
По организации:
1. Как была организована подготовка к делу?
2. Какие организационные навыки приобрели при подготовке дела и его проведении?
3. Какого значение это дело для отряда, его членов, для окружающих? И т.д.
Заканчивается огонек подведением итогов. Обязательно подчеркиваются положительные моменты, чтобы поддержать позитивную атмосферу для будущей деятельности. Важно, что в основной период итоги лучше подводить лидеру отряда или ответственному за дело.

Тематический огонек.
Актуален для основного периода смены, поскольку у сложившегося коллектива возникают общие вопросы, интересы по конкретным темам, проблемам., которые волнуют всех.
Тематические огоньки готовятся заранее, подкрепляются литературными образами, четкими толкованиями тех или иных понятий авторитетными для данного возраста детей людьми. Темы огоньков необходимо подбирать под данный возраст и формировать вместе с детьми.
Вот примерные темы для тематических огоньков:
• Что такое дружба?
• Верность и предательство в жизни человека?
• Вредные привычки.
• Герои нашего времени и т.д.

Конфликтный огонек.
Конфликтные ситуации неизбежны даже для самого дружного коллектива. Они просто необходимы для выхода эмоций. Однако конфликтные ситуации необходимо решать своевременно. Одним из способов решения конфликта выступает «огонек».
На таком огоньке вскрываются наболевшие проблемы, когда дети высказывают свое отношение к существующей проблеме, свое мнение.. здесь необходимо особо правильно провести разговор, чтобы не усугубить ситуацию. Все доводы и высказывания должны быть взвешены, все аргументы продуманны, а высказывания должны быть аккуратны.
Если конфликт не между вожатыми и детьми, то ведущую роль приобретает позиция вожатого. Она должна быть независима, честная и справедливая.
Решая тот или иной конфликт необходимо видеть реальные мотивы, которые лежат в основе проблемы. Каждый конфликт индивидуален, поэтому единых методов решения нет. Главное не забывать о том, что проблему нельзя оставлять в стороне, а лучше найти и устранить причину, мотивировать ребят (партнеров) на взаимодействие.

Прощальный огонек.
Традиционная форма проведения последнего, прощального огонька – это «Расскажи мне обо мне».
Задача: подвести итог жизни отряда, определить какое влияние отряд на каждого члена коллектива, создание высокого эмоционального настроя. Этот огонек вносит большой вклад в формировании самопознания и самооценки. На нем должны быть сказаны самые ценные, добрые слова друг о друге. Для того, чтобы дети не плакали по поводу расставания, нужно разрежать обстановку шутками и милыми сюрпризами. Схема проведения такая же, но говорит не тот, кто держит символ круга, а члены детского коллектива говорят о нем.
Вожатому необходимо помнить, что для детей дорогим и запоминающимся будет подарок от него, поэтому к последнему огоньку ребятам нужно заготовить памятные сувениры.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оставить комментарий

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован, обязательные поля отмечены *