ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРИН. АБАЙ КУНАНБАЕВ

ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА. ШОКАН УАЛИХАНОВ.

Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повияли потребности освоения богатств края.

Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племен».

Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII в. написал русский ученый, востоковед В.В.Вельяминов-Зернов.

Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак, в стихотворении «Мои думы» он сравнивает жизнь казаха и украинца.

Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.

В 1847 г. 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири — Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.

Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара…», в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш.Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г.

Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание.

До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.

Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» принятые в 1867 г. Оренбургским губернатором. Еще более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан», которое внесло изменение в деятельность религиозных школ. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ, в частности, мектебов и медресе, санкционировалось только генерал-губернатором. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, преподаванию русского языка. Мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма».

В конце XIX века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения.

В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.

Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.

В 1883г. первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.

Ыбырай Алтынсарин в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии.

В 1879 году Ыбрай Алтынсарин бал назначен инспектором школ Тургайской области.

Ыбырай Алтынсарин является основоположником женского образования в Казахстане. Одним из его достижений в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе школы-интерната для казахских девочек.

Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй половине XIX в. является одним из направлений деятельности Ыбырая Алтынсарина. Ыбырай в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая.

Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах. «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению арабской графики из казахской письменности. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аграрную политику царизма.

Годы жизни поэта-просветителя Абая Кунанбаева 1845-1904 гг. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы. Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая является «Гаклие». По предложению политических ссыльных в 1884 г. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета. На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта Биржан-сала Кожагулулы оказала встреча с Абаем. Среди наиболее талантливых учеников Абая был Ш. Кудайбердыев.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оставить комментарий

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован, обязательные поля отмечены *