Этапы возникновения международных корпораций

Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюционного развития, в процессе которого изменялись приоритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпоративная структура и стратегия.

1 этап (конец XIX — начало XX века)возникнове­ния международных корпораций связан с транснацио­нальной деятельностью промышленных монополий, которые вовлекли в свои экономичес­кие интересы сырьевую базу колоний, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.

2 этап (период между двумя мировыми войнами)характеризовался тем, что подготовка ко второй миро­вой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпора­ций в форме военно-промышленных транснациональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, аму­ницию.

На 3 этапе (50-е годы)интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многона­циональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизон­тали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.

На 4 этапе (60-е — 70-е годы XX века)междуна­родные корпорации, используя достижения НТР, преиму­щества межстрановой кооперации производства и поддер­жку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных корпораций, ра­ботая по единым стандартам и принципам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их нацио­нальных экономик. С этой целью многие международные компании отказываются от стратегии сброса грязных про­изводств в развивающиеся страны, становятся проводни­ками достижений НТП в периферийные страны, исполь­зуют национальные инженерно-технические кадры, всту­пают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

На этом этапе международные корпорации приобре­тают и другие качественно новые черты: происходит от­каз от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал все теснее переплетается с финансовым и тор­говым, наукой; активизируются процессы унификации и стандартизации производства, НИОКР.

На современном, 5 этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время)появляется новая форма международных корпораций — глобальные, качественные отличия которых от ранее рассмотренных проявляются в следующем:

1. МНК работают в рамках общемировой гло­бальной стратегии, нацеленной на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключе­вых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены произ­водство, НИОКР, корпоративное управление, про­изводство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание;

2. МНК используют глобальные факторы про­изводства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений;

3. МНК создали систему глобального между­народного производства, размещенного в большин­стве стран мира.

Таким образом, современный этап развития международных корпораций характеризуется появлением глобальных корпораций.

К числу глобальных корпораций в настоящее время можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее яркими их примерами могут служить амери­канские «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах.





Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оставить комментарий

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован, обязательные поля отмечены *